Естественное вскармливание является единственной формой питания человека. Тем самым оно уже должно быть отнесено к единственно­му физиологически адекватному питанию новорожденного и грудного ребенка. На определенных этапах роста и созревания изменяется и структура пищевых потребностей и биологической регуляции. Изменение состава материнского молока с возрастом ребенка и сроком лактации можно рассматривать как строго скоррелированный био­логический мониторинг развития и питания. Естественно, что в процессе вскармливания такая высокая степень связи матери и ребенка через молоко выражается в целом ком­плексе еще более сложных психофизиологических отношений, являющихся базой будущей социализации ребенка. Впоследствии пищевая зависимость ребенка от материнского молока будет быс­тро уменьшаться, но сформированные в процессе естественного вскармливания психофизиологические связи и отношения мате­ри и ребенка останутся пожизненной основой внутрисемейных отношений, отношений между поколениями и, возможно, в обще­стве в целом. Последующая эволюция питания ребенка после от­нятия его от груди будет строиться уже на основе материнской любви и заботы, закрепленных в процессе естественного вскарм­ливания.

Грудным вскармливанием, в строгом смысле слова, необходимо называть только вскармливание, при котором кормление осуществляется при непо­средственном прикладывании ребенка к груди его биологической матери. Только при этом обеспечивается включение совершенно спе­цифического процесса сосания ребенком молока из грудной железы матери, а также обеспечивается наличие самой полной внутрипарной (мать — ребенок) биологической ценности грудного молока и не менее важных кожно-тактильного и эмоционального контактов между матерью и ребенком.

 

 

Отдельно должны быть обозначены:

а)                вскармливание кормилицей;

б)                вскармливание сцеженным нативным материнским молоком из
чашки, пипетки, зонда, бутылочки;

в)                вскармливание обработанным термически материнским или донорским (банкированным) молоком.

 «Преимущественно грудное вскармливание» — помимо молока из груди матери ребенок получает дополнительно небольшое коли­чество воды, чая, соков или докорма из ложечки. Преимущественно грудным называется также вскармливание при нерегулярном исполь­зовании молочных смесей (докорма) общим объемом до 100 мл в сутки.

Частичное грудное или сметанное вскармливание

При частичном грудном вскармливании ребенок получает грудное молоко из груди матери и регулярные докормы смесями (более 100 мл в сутки). Смешанным называют вскармливание при сохране­нии более чем одного грудного кормления в день при остальных кормлениях адаптированными молочными смесями.

Вскармливание из бутылочки

Вскармливание из бутылочки означает кормление ребенка через со­ску, чтобы в ней ни было, в том числе и сцеженное молоко, без при­кладываний к материнской груди.

Процесс образования молока

Процесс выработки молока называется лактацией. Лактация — это сложный процесс, происходящий в результате действия гормонов и рефлексов. Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную железу к выработке молока, благодаря чему она увеличивается в размерах. Сразу же после родов гормональные изменения заставляют грудь вырабатывать молоко. Во время сосания ребенком груди поступление молока в необходимом количестве и в нужное время стимулируют два рефлекса,- рефлекс пролактина и ре­флекс окситоцина. Но прежде чем рассказать о них, необходимо по­знакомиться с анатомией молочной железы.

 

Воспрепятствование выделению молока.

Любые из этих эмоций могут мешать матери в проявлении рефлекса выделения молока:

если она по каким-либо причинам испытывает ощущения беспокойства и страха;

    она испытывает боль — особенно если ей доставляет боль корм­ление грудью;

    если она находится в замешательстве или смущении;

    если она не хочет кормить своего ребенка грудью;

    если она считает себя неспособной кормить грудью;

если она хочет поскорее перейти на бутылочное кормление и освободиться от своего ребенка;

если она считает, что смесь питательнее и удобнее грудного вскармливания;

   если она сомневается в том, что грудное молоко — лучшая пища для ее ребенка.

Таким образом, если женщина испытывает положительные эмоции и уверена, в необходимости грудного вскармливания для ребенка и своей способности кормить грудью, то молоко у нее прибывает и вы­деляется хорошо. Если же она сомневается в возможности кормить грудью, ее волнения могут остановить процесс выделения молока.

Чтобы помочь матери в выделении молока, ее необходимо поддержать, объяс­нить ей важность и необходимость грудного вскармливания для ре­бенка. Для решения этой задачи люди, окружающие кормящую мать, должны быть чуткими и отзывчивыми и поддерживать ее. Эта под­держка заключается в следующем:

   помогайте ей не волноваться;

   успокойте, если она испытывает страхи и сомнения;

   уверяйте ее, что она может кормить грудью;

   убедите ее в необходимости грудного вскармливания для ребенка;

   развейте ее сомнения в пользе грудного вскармливания.

 

Подготовка сосков к грудному вскармливанию

Подготовка, направленная на загрубение кожи соска

Грудь не нуждается в какой-либо специальной подготовке к процес­су вскармливания. Ни ношение бюстгальтера, ни обливание и закали­вание груди, ни растирание сосков не влияют на успешность и эффективность последующего грудного вскармливания. Напротив, по­добные процедуры могут вызвать дополнительные неприятности во время беременности.

Например, ношение бюстгальтера не всегда оправдано, если у женщины не очень большая грудь или очень чувствительная кожа. Если ношение бюстгальтера вызывает неприятные ощущения, то для груд­ного вскармливания полезнее будет, чтобы женщина совсем его не носила. Ношение бюстгальтера решает косметические и эстетичес­кие задачи — не дает груди отвисать, поддерживает ее, предохраняет большую грудь от излишних растяжек, но никак не влияет на образо­вание молозива, а в последующем — молока. Довольно часто можно слышать рекомендацию натирать соски грубым полотенцем. На практике выполнение этой рекомендации довольно ча­сто приводит к раздражению кожи сосков и образованию трещин еще до начала кормления. Помимо того, эта процедура стимулирует выброс гормона окситоцина, который вызывает сокращения матки. И если во время кормления грудью это явление позволяет матке быстрее прийти в норму, то во время беременности подобные сокращения никак нель­зя назвать полезными. Они повышают тонус беременной матки, могут спровоцировать выкидыш, а на поздних сроках — преждевременные роды. То же самое можно сказать и о любом массаже груди. Обливание груди холодной водой полезно только в комплексе с об­ливанием всего тела — как самостоятельная процедура оно бессмыс­ленно. Многочисленные исследования не подтвердили мнение, что обливание и закаливание груди повышает лактацию.

Защита ребенка от инфекций

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, реже страдают по­носом и болеют респираторными заболеваниями, а также инфек­циями среднего уха. Ребенок, который во время инфекционного за­болевания остается на грудном вскармливании, выздоравливает бы­стрее, чем ребенок, которого перестали кормить грудью. Грудное молоко стерильно и не содержит бактерий, поэтому не может быть причиной болезни ребенка. В нем содержатся антиинфекцион­ные факторы, предотвращающие распространение инфекции. К ним относятся:

   живые белые кровяные тельца (лейкоциты), которые убива­ют вредоносных бактерий;

   антитела (иммуноглобулины) многих распространенных инфек­ций, предохраняющие ребенка от заболеваний, пока его иммун­ная система не способна вырабатывать собственные антитела. Ес­ли в организм матери попадает инфекция, в грудном молоке вско­ре появляются специальные антитела, предохраняющие ребенка от этой инфекции;

   бифидус-фактор, способствующий росту в кишечнике ребенка специальных бактерий Lactobacillus bifidus, которые не позво­ляют расти там другим вредным бактериям и предохраняют ре­бенка от поноса;

   лактоферрин, связывающий железо и предотвращающий рост ряда вредных бактерий, которые потребляют железо.

Таким образом, при любом заболевании ребенка, в том числе и во вре­мя поноса, грудное молоко дает ему дополнительные защитные фактары, помогающие справиться с заболеванием. Именно поэтому во вре­мя недомогания ребенка нельзя прекращать грудное вскармливание. Действие грудного молока предохраняет от болезней и помогает вы­здоравливать детям также на втором и третьем годах жизни.

Онкологические заболевания. Дети, которые находятся на исключительно грудном вскармливании не менее 6 месяцев, вдвое реже болеют раком в тече­ние первых 15 лет жизни, чем дети, вскармливаемые искусственно.

Диабет. Дети, вскармливаемые грудью в течение первых 2 месяцев жизни, вдвое реже заболевают диабетом.

Развитие зубов. Чем дольше ребенка кормят грудью, тем меньше вероятность непра­вильного формирования прикуса и появления кариеса. При грудном вскармливании до 1,5—2,5 года у детей крайне редко возникают ло­гопедические и стоматологические проблемы.

Зрение. У детей, находящихся на грудном вскармливании, лучшие показатели по ост­роте зрения и состоянию глазного дна в 4 месяца и в 3 года.

Здоровье матери

Послеродовое кровотечение. Прикладывание ребенка к груди в течение первого часа жизни помогает предотвратить послеродовое кровотечение.

Восстановление нормальной фигуры. При кормлении грудью более 9 месяцев матери становятся стройными. Они теряют практически все жировые отложения, сформировавшиеся за период беременности.

Предотвращение новой беременности. Кормление грудью является хорошим средством предотвращения новой беременности. Если мать полноценно кормит грудью, она на 98% защищена от беременности в пер­вые 6 месяцев после рождения ребенка и на 96% — после 6 месяцев и до возвращения менструаций.

Рак груди. Кормление грудью в течение 3 месяцев на 50% снижает риск возникновения рака груди у женщин предклимактерического возраста.

Остеопороз. У женщин старше 65 лет риск перелома бедра на 50% меньше, если они в молодости кормили грудью. Кормление грудью каждого ребенка в  течение 9 месяцев снижает вероятность перелома на одну четверть.

Рак яичника. Кормление грудью более 2 месяцев на каждого ребенка уменьшает риск  заболевания раком эпителия яичника на 25%.

Выгода и удобства, которые дает кормление грудью

   Грудное молоко не требует приготовления. Оно всегда готово к  употреблению и всегда имеет необходимую температуру.

   Грудное молоко не может скиснуть или испортиться в груди, даже если  мать не кормила ребенка несколько дней. Некоторые матери считают, что молоко в груди может скиснуть. Их следует разубедить в этом.

   Грудное молоко достается бесплатно — его не нужно покупать.

   Грудное молоко предназначено только ребенку. Его не нужно де­лить на других членов семьи или гостей. Для добавления в чай можно использовать другие виды молока.


Раннее прикладывание к груди

Первое прикладывание новорожденного к материнской груди долж­но произойти в течение первого часа жизни ребенка. Именно первое прикладывание, осуществленное в физиологические сроки, позволя­ет малышу сформировать устойчивую привычку правильно захваты­вать грудь. Кроме этого, при первом прикладывании младенец получает первые капли молозива — всего 2 миллилитра. Тем не менее да­же это количество молозива играет важную роль в становлении им­мунитета и снижении заболеваемости новорожденных, является важ­ным моментом стимуляции лактации и обеспечения ее успешности и длительности.

Правильное положение ребенка у груди

Правильное положение ребенка у груди — это правильное приклады­вание, тесно связанное с механизмом сосания ребенком груди, и удобная поза при кормлении.

Рефлекс захватывания. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если при­коснуться к нижней губе или щеке голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.

Сосательный рефлекс. Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, коснется его нёба, то он начинает сосать. В первые часы жизни сосательный рефлекс но­ворожденного может быть очень сильным

Глотательный рефлекс. Когда рот ребенка наполняется молоком, он его глотает.

Обратите внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ре­бенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако нет рефлекса, помогающе­го ребенку удерживать грудь во рту. Как раз этому он должен научиться, и здесь ему требуется помощь матери. Грудное вскармливание явля­ется процессом взаимодействия матери и ребенка и не может быть реализовано лишь за счет усилий ребенка. Процесс сосания груди следует рассматривать как два действия:

 

1. Вытягивание груди по форме соски. Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу — участок груди, куда входит млечный си­нус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значитель­но длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». Иногда в момент, когда ребенок только что бросил сосать грудь, мож­но увидеть, как она вытянулась.

2.Прижатие вытянутой ареолы языком к нёбу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, подобная перистальти­ке. Волна выжимает молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь, подобно эффекту банок. Обратите внимание на два следующих важных положения:

   Сосание помогает вытягивать грудь и удерживать ее во рту ребен­ка. От сосания молоко не убывает.

Между кожей соска и ртом ребенка не должно быть трения.

   Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточ­ной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык на­давливал на млечный синус. Иногда ребенок не может сделать до­статочно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует учиться правильному прикладыванию к груди.