В результате рождения для ребенка единственным источником при­вычных ощущений и надежности является его мать.

Продолжение единства с матерью

Возвращаясь к внутриутробному опыту плода, мы видим его тесней­шую связь с матерью. Новорожденный помнит, что, когда его окружа­ли материнские запахи, вкусы, звуки, прикосновения и тд., ему было хорошо и спокойно, он переживал положительные эмоции и чувст­вовал себя в полной безопасности. После рождения ребенок нужда­ется в сохранении прежних ориентиров, что может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с ним матери. Продол­жение физического союза с матерью позволяет младенцу достичь чувства защищенности и ощущения прежнего комфорта. Кроме это­го, мать создает для новорожденного множество стимулов, которые необходимы для полноценного развития его нервной системы. По сути, все эти стимулы она создавала для него еще во время беремен­ности. После рождения ребенка разница состоит лишь в том, что те­перь дитя находится снаружи.

 

 

Физический контакт с матерью

Физический контакт с матерью — это первое и самое важное условие мягкой адаптации новорожденного к новым условиям жизни, выпол­нение которого является гарантией полноценного развития младен­ца. Для новорожденного важно всё — прикосновения и материнское тепло, ношение на руках, укачивание, совместный сон, запахи мате­ри и звуки, издаваемые ее организмом. Стимуляция кожных покровов. Физический контакт матери и ребенка выражается прежде всего в материнских прикосновениях, поглаживаниях, поце­луях, ощупывании всех частей тела малыша, а также в простых объя­тиях и тисканье. У новорожденного прекрасно развито осязание. Материнские прикосновения стиму­лируют не только кровообращение ребенка, они обеспечивают раз­витие его эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Активная стимуляция кожи младенца происходит при ношении его на руках, кормлении грудью и совместном сне с матерью.

Холдинг. Слово холдинг, ставшее широко используемым психоаналитическим термином, ввел Винникот. «Осуществлять холдинг» означает «нянчить», «за­ботиться». В узком смысле «to hold» означает «держать на руках». Дру­гими словами, холдингом называют условия, в которых происходит общение, когда ребенок только начинает жить. Холдинг, или ноше­ние ребенка на руках, необходим, поскольку наиболее полно обеспе­чивает физический контакт с матерью, а следовательно, и ежеднев­ную физиологическую норму тактильной стимуляции кожи ребенка. Осуществляя холдинг, или нянчась с младенцем, очень важно делать это правильно. От умения мамы держать малыша на руках, от ее лов­кости и уверенности зависит его самочувствие. Этот навык женщина приобретает в процессе обучения и практики общения с ребенком.

Укачивание младенца всегда вызывало много споров. Раньше считалось, что это дурная привычка, которую не стоит поддерживать. Укачивание так же необходимо ребенку, как и непосредственный контакт с матерью. Бо­лее того, это физиологическая потребность, удовлетворение которой необходимо для полноценного развития вестибулярного аппарата младенца. Во время беременности мать постоянно качала ребенка в ритм своих шагов, обеспечивая развитие его органа равновесия. По­сле рождения малыш тоже нуждается в развитии вестибулярного ап­парата. Ношение младенцев на руках и укачивание — это необходи­мые действия взрослых, обеспечивающие полноценное развитие нервной системы и вестибулярного аппарата ребенка. Поэтому мож­но рекомендовать матери укачивать младенца в коляске или на руках, укладывая его спать. Следует отметить, что размеренное укачивание  младенца на руках оказывает положительный эффект и на нервную систему матери. Ритмичные движения успокаивают и расслабляют женщину, создают у нее ощущение комфорта и улучшают сон.

Совместный сон с матерью также является физиологической потребностью и необ­ходим новорожденному для полноценного развития нервной систе­мы. Совместный сон матери и младенца обеспечивает малышу привычный внутриутроб­ный комфорт. Во время сна ребенок прекрасно понимает, находится ли его мать рядом с ним или отсутствует. Более 50% сна новорожденного составляет парадоксальный, поверхностный сон, во время кото­рого он контролирует окружающую обстановку. Совместный сон матери и ребенка чрезвычайно важен для профи­лактики такого явления, как «синдром спонтанной детской смертно­сти». Постоянная тактильная стимуляция новорожденного за счет материнских прикосновений обеспечивает нормальную функцию его дыхания. Особенностью дыхания новорожденного являются периодические паузы — наследие внутриутробной жизни. Чтобы ребе­нок «помнил», что ему необходимо дышать ритмично, без остановок,  он нуждается в почти непрерывной тактильной стимуляции. Если же прикосновение отсутствует, то малыш может «забыть», что ему нужно дышать. В этом случае дыхательная пауза затягивается и наступает остановка сердца. Организуя сон матери и новорожденного, следует помнить о том, что и мать нуждается в полноценном отдыхе. Чтобы организовать для кормящей матери оптимальный режим сна, необходимо, чтобы родные взяли на себя часть забот по дому и обеспечили ей возмож­ность посвятить большую часть своего времени новорожденному, ко­торый больше всех нуждается именно в ее заботе и присутствии.

Запахи и звуки матери. При осуществлении физического контакта с матерью, ког­да мама прижимает малыша к себе, держит его на руках, спит вместе с ним, немаловажно, что ребенок ощущает знакомый запах матери и слышит звуки материнского организма. Умиротворяющий стук ее сердца и ритм дыхания, ласковый голос матери позволяют ему чувст­вовать себя защищенным. Индивидуальный запах матери источает ее кожа, и если новорожденный всегда находится рядом с мамой, лежит у нее на руках или рядом с ней в постели, он постоянно чувствует ее знакомый запах, который говорит ему, что он в безопасности. Таким образом, запахи мамы, ее голос и звуки ее организма являются неотъ­емлемым компонентом физического контакта матери и ребенка и создают для него ощущение безопасности и надежности.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание обеспечивает наиболее полноценный физи­ческий и психоэмоциональный контакт матери и ребенка. Молоко матери имеет вкус, подобный вкусу околоплодных вод, которые плод заглатывал с 16-й недели внутриут­робного развития. Поскольку малыш сохраняет внутриутробную привычку очень часто сосать (свой палец) и помнит вкус плодных вод, частое прикладывание к груди позволяет ему сохранить и при­менить эти привычки в другом качестве. Кроме этого, во время груд­ного кормления его все время окружают запахи матери, что является для новорожденного гарантом надежности.

Помимо источника пищи и привычных ощущений грудное вскарм­ливание является основой и истоком взаимоотношений младенца с объектами внешнего мира. Первый объект, с которым после появле­ния на свет новорожденный вступает в контакт, — это материнская грудь. Первое прикладывание новорожденного к груди матери — это начало взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому самое важное в кормлении — это не только кормление, но и контакт мате­ри и ребенка.

Таким образом, для полноценного развития ребенка грудное вскармливание имеет чрезвычайно большое значение: это контакт с мамой, привычные запахи и вкусы, телесный ком­форт, удовлетворение рефлекса сосания, чувство безопаснос­ти, источник пищи и жизни, отлаживание всех функций ор­ганизма, становление и развитие иммунной, нервной и эндо­кринной систем. При отсутствии грудного вскармливания невозможно вырастить ребенка гармоничного во всех отно­шениях.

Психоэмоциональный контакт

Новорожденный ребенок наделен способностью испытывать те же эмоции, которые испытывает его мать. Помимо физических прикос­новений матери малыш нуждается в общении с ней, которое выража­ется во взглядах, ее мимике, ласковых речах, обращенных к нему. Об­щение матери и ребенка чрезвычайно важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи вообще. Чтобы ребенок вырос полноценным, мать должна общаться с ним, сопро­вождая свои действия словами, начиная с первых дней его жизни.

Уход за новорожденным и реализация его физиологических потребностей

Физиологической потребностью новорожденного являются физиче­ский контакт с матерью и грудное вскармливание, о чем говорилось выше. Помимо этого, у ребенка есть другие физиологические по­требности, которые он не может реализовать без участия матери.

Мочеиспускание и дефекация

Новорожденный не может помочиться и опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдут мочеиспускание и дефекация. Таким образом новорожденный проявляет мочеиспускательный рефлекс, который формируется во время родов и связан со спазмом сфинктеров, сопровождающимся чувством страха и тревоги. Поэтому во время мочеиспускания и опо­рожнения кишечника ребенок вновь переживает эти негативные ощущения и эмоции и начинает плакать. Чтобы помочь малышу и облегчить процесс мочеиспускания, мама должна прийти к нему на помощь. Благодаря этим сигналам ребенка мать может высаживать его с самого раннего возраста, формируя таким образом привычку к чистоте. (Для высаживания удобно использовать широкий таз.)

Потребность в тепле и адаптация к новому температурному режиму

Новорожденный появился на свет из матки, где температура окружа­ющей среды была не ниже 36 градусов. В новых условиях жизни та­кого постоянства температуры нет, поэтому возникает необходи­мость приспосабливаться к новому температурному режиму. Малыш нуждается в тепле, потому что его система терморегуляции обладает определенными особенностями и без физического контак­та с матерью он быстро замерзает. Но он нуждается также и в знаком­стве с новым температурным режимом.

Воздушные ванны помогают термоадаптации новорожденного. Во время воздушной ванны малыш может лежать в распашонке или голенький, в зависимо­сти от температуры воздуха в помещении. Если достаточно тепло (22—24 градуса), то малыш может полежать некоторое время голень­кий. Если температура ниже (20—22 градуса), то лучше, чтобы малыш лежал в распашонке. Проводя воздушные ванны, необходимо следить, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и не замерз. Следует отме­тить, что новорожденный ребенок не испытывает такого чувства хо­лода, как взрослый человек.

Как определить, что ребенок замерз. Если малыш выглядит спокойным и доволь­ным, у него теплый носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, значит, он не испытывает холода. Если же у малыша холодный носик и тем более остыли складочки, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Но будет гораздо лучше, если мама не дове­дет малыша до этих неприятных ощущений.

Потребность в сосании

Новорожденный испытывает потребность в сосании, удовлетворе­ние которой дает ему ощущение комфорта и защищенности. Осуще­ствляя акт сосания, малыш спасается от чувства телесного и душевно­го дискомфорта, связанного с адаптацией к новым условиям жизни. Давно замечено, что сосание успокаивает ребенка и делает его сон­ливым.

Потребность в сосании дети реализуют главным образом за счет грудного вскармливания. Помимо этого малыши сосут свои пальчи­ки и кулачки. Это невинное детское занятие очень часто считается дурной привычкой, которую необходимо искоренить. Такое мнение неверно. Сосание рук — это внутриутробная привычка младенца, ко­торая постепенно угасает за счет продолжительных и частых при­кладываний к материнской груди по любому поводу. Поэтому следу­ет успокоить мать, что при полноценном грудном вскармливании дети быстро перестают сосать руки и ей не надо волноваться и одер­гивать ребенка, препятствуя ему. Преувеличенное сосание рук встре­чается у детей при неудовлетворенности кормлением грудью и пло­хом уходе. Пустышки и соски. Очень часто родители, боясь вредной привычки ребенка сосать руки, приучают его к пустышке. Этого делать не следует, поскольку пустышки и соски, примененные до формирования устойчивого навыка захватывать и сосать материнскую грудь, могут стать причиной отказа ребенка от грудного вскармливания. Этот навык формируется у детей в течение пер­вых 2 месяцев жизни, и именно до этого времени нельзя знакомить ре­бенка с пустышкой. Кроме этого, пустышки являются источником инфи­цирования и неблагоприятно влияют на формирование прикуса. Пустышку можно использовать после 2 месяцев в редких случаях, на­пример когда маме необходимо подлечить грудь и т.д. В других случаях пустышки и соски применять не следует.

                                          Потребность в комфортном сне

Сон новорожденного значительно отличается от сна взрослого человека. В отличие от сна взрослого человека у новорожденного фаза глубо­кого медленного сна наступает не сразу после засыпания, а лишь че­рез 20—30 минут. Кроме того, глубокий сон младенца длится не бо лее 1 часа, а затем он вновь сменяется быстрым сном и веки малыша начинают двигаться, он меняет позу, вздрагивает, на его лице меня­ются гримасы — то он улыбается, то вдруг нахмурится, то всхлипнет и его губы искривятся в гримасе скорби. У младенцев циклы медлен­ного сна значительно короче, а циклы быстрого поверхностного сна продолжительнее, поэтому их сон вдвое более чуток, чем у взрослых, и они быстро пробуждаются, если начинают испытывать диском­форт.

По мере роста ребенка периоды глубокого сна удлиняются, а поверх­ностного — укорачиваются. Таким образом, дети погружаются в глу­бокий сон быстрее, а частота пробуждений становится меньше. По­степенно сон малышей становится зрелым. Родители должны знать заранее об особенностях сна новорожденных и запастись терпени­ем. Они должны рассчитывать на ночные пробуждения, чтобы сэко­номить моральные и физические силы. Организация сна новорожденного имеет свои особенности. Самой важной из них является потребность в совместном сне с мамой. Но помимо это­го есть и другие правила, позволяющие сделать сон малыша более комфортным. Перечислим их:

   помещение следует проветривать перед тем, как ребенок уклады­вается спать. В помещении, где спит ребенок, не должно быть сквозняков и любого движения воздуха;

   малыши чувствуют себя комфортно, когда они спят в тепле и уты­каются носиком в теплую мамину грудь или подушку;

   новорожденный и грудной ребенок лучше всего засыпает под гру­дью, лежа с матерью в постели или у нее на руках, когда она слег­ка укачивает его, поскольку сосание и ритмичное покачивание вы­зывают у него успокоенность, сонливость и способствуют засыпа­нию;

   если малыш заснул на руках, то прежде, чем перекладывать его в коляску или кровать, необходимо дождаться погружения в глубо­кий сон. Стадия глубокого сна наступает примерно через 20—30 минут от момента засыпания и характеризуется полным расслаб­лением ребенка. Матери следует набраться терпения и дождаться момента, когда ребенок заснет глубоко, а не торопиться перекла­дывать его;

   новорожденные во время раздельного с матерью сна любят спать спеленутыми. Это имитирует внутриматочное комфортное состо­яние и препятствует пробуждению во время резких движений младенца;

   во время сна ребенка не должно присутствовать громких звуков. Малыш может не реагировать на громкие звуки, поскольку в мат­ке было гораздо более шумно, но звуки влияют на развитие его нервной системы не в лучшую сторону. Это может закончиться тем, что малыш в конце концов будет бояться громких звуков, или, напротив, будет отказываться спать в тишине.

 

Адаптация к новому пространственному объему

Новорожденный из условий тесной матки попадает в новый прост­ранственный объем. Непомерно большое, ничем не ограниченное пространство пугает малыша и может стать причиной неадекватных реакций, поэтому новорожденные нуждаются в мягкой адаптации к новому пространству. Провести такую адаптацию помогают правиль­но организованное пеленание и прогулки.

Пеленание

Чтобы сформировать у малыша положительное отношение к новому миру, в который он попал, нужно вернуть ему привычную форму те­ла. Это помогают сделать тесные мамины объятия или обычная пе­ленка, которая помогает ему вернуть привычный внутриматочный комфорт и ощущение собственного тела. Как только новорожденно­го спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успока­ивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пелена­нии, позволяющем ребенку совершать движения руками и ногами. Пеленание следует применять только на то время, пока малыш спит отдельно от матери. Спецификой новорожденных являются резкие нескоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называют «вскидываниями». Рядом с матерью и у нее на ру­ках ребенок спокойно спит без пеленки, поскольку, обнимая дитя, она препятствует вскидываниям. Поэтому в условиях, когда мать по­стоянно находится вместе с ребенком, например в палате «мать -дитя», необходимости в пеленании нет.

Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10-30-му дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими дви­жениями.

Прогулки

Прогулки с новорожденным прежде всего связаны с адаптацией к но­вому пространственному объему. Поэтому прежде, чем начинать вы­ходить с малышом на улицу, необходимо, чтобы он привык к громад­ному для него пространству комнаты. Переход из пеленки в просто­ры комнаты, а затем из комнаты под открытое небо улицы должен осуществляться постепенно и очень осторожно. В среднем это при­выкание происходит в течение первых 30-40 дней жизни. Поэтому начинать прогулки на улице следует не ранее этого срока. В летнее время прогулки можно начать раньше - с 20-го дня, но проводить их на закрытом балконе, прикрывая коляску накидкой и ограничивая обзор ребенка.

Длительность первой прогулки, независимо от времени года, должна составлять 15—20 минут. Удлинять время прогулки следует постепен­но, каждый день прибавляя 5-10 минут, чтобы в течение недели до­вести длительность прогулки до 1 часа. Зимний морозный воздух способствует про­должительному сну ребенка, поэтому можно использовать время зимних прогулок для большого дневного сна и организовывать их на балконе. Если у мамы есть время, то она может гулять вместе с малы­шом 2 раза в день по 1—2 часа; если ее время ограничено, то вполне достаточно одной продолжительной прогулки.

Реакция матери на плач ребенка

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складыва­ется его впечатление о новой среде обитания. Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктуют ее ин­теллектуальный уровень и культурные корни.

Полезно ли детям плакать. Многие современные родители думают, что старая по­словица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту по­словицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели доне­сти до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это пор­тит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное ди­тя, либо дитя при невнимательных родителях. Мнение, что, плача, ребенок развивает легкие, — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Более того, длительный крик ребенка опасен для его здоровья. При длительном крике у малыша на фоне поверхностного дыхания в связи со снижением функции диафрагмы наступает нарушение вентиляции нижних отделов легких. Это приводит к снижению внутриальвеолярного и внутритканевого давления, возникновению I отека тканей легкого, выключению участка легкого из акта дыхания и спадению альвеол. Нарушение вентиляции нижних отделов легких при длительном плаче с «закатываниями» связано, помимо наруше­ния диафрагмального дыхания, с возникновением бронхоспазма. В результате у ребенка развивается ателектаз — патологическое состояние легких, при котором в альвеолах всего легкого или его час­ти либо совсем нет воздуха, либо его содержание значительно сокращается. «Осложнениями ателектазов являются пневмонии, развивши­еся на спавшемся участке, пневмосклероз и бронхоэктазы. Ни один патологический процесс в легких так часто и закономерно не вызы­вает формирования бронхоэктазий, как это наблюдается при ателек­тазе» [Н.П. Шабалов. Детские болезни. 1993]. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.